I

Это фразы, которые привык слышать каждый музыкант от мала до велика. Однако одно из самых распространенных заблуждений - путать процесс исполнения музыки с процессом освоения музыкального инструмента.

- Приведи фразу вот сюда! - говорит педагог, и выразительно играет данный пассаж, при этом вычертив флейтой или руками красивую фигуру, подобно дирижеру. Ученик воспроизводит его вместе с жестом и получает одобрение преподавателя. 

Раскрытие технического потенциала. Моторика пальцев.

#флейта #играть #теория #практика

Мозг ученика записывает информацию: "для того чтобы сделать пассаж выразительным, нужно сыграть пассаж ровно, и сделать выразительный жест инструментом в данном направлении".

Так рождается установка: выразительность не только зависит от потока воздуха и скорости его подачи, но также требует внешней жестикуляции.

Так через некоторое время мы обнаруживаем странную закономерность: когда просишь ученика не поднимать локоть во время исполнения определенного пассажа, он исполняет его с опущенным локтем - но и с полным отсутствием выразительности/опоры/динамики.

Еще пример.

-Сыграй пассаж громче! - говорит преподаватель, и студент старательно выполняет указания, ускоряя воздушный поток, добавляя объема в звучание, и для пущей уверенности прижав пальцы покрепче к клапанам - чтобы все было «прозвучено», как на фортепиано.

 Через некоторое время преподаватель просит ученика сыграть пассаж, расслабив пальцы и не поднимая их высоко над клапанами - и в ответ получает пассаж, лишенный динамики/опоры/выразительности.

          II

Представим себе компьютер или новый смартфон. Когда мы купили его, заряда хватало на несколько суток, работал он быстро, "глюков" и "зависаний" не было. Через некоторое время в нем появляются приложения, работающие в фоновом режиме. Часть из них съедает заряд, часть тормозит работу других программ, а других приложения начинают запрашивать ряд дополнительных функций - координаты, поиск wi-fi, вибросигнал. И через некоторое время наш супер-девайс превращается в "никчемную глючную машину", которую мы меняем на новую версию, пока еще не украшенную различными приложениями или... натренированную на то, чтобы бороться с представленными задачами более успешно.

 

Так что случается с нашим техническим аппаратом, когда к нему присоединяются различного рода "приложения"? Правильно, он начинает глючить, зависать и в целом терять эффективность.

 

Таким образом придется заключить следующее: для быстроты работы технического аппарата нам необходим полный контроль за процессами, происходящими в нем и регулярная чистка вредоносных программ. 

1) Работа пальцев не должна заменяться или дополняться работой предплечья, локтевой части или еще каких-либо мышц, "выручающих" ленивые пальцы.

2) все движения пальцев и их амплитуда должны быть контролируемыми.

3) при игре упражнений нужно четко разграничивать технические задачи пальцев, воздушный поток, работу языка и общие движения тела.

 

Таким образом вместо одной программы, которая подобно вирусу, поражает все тело ненужными процессами, мы запускаем сразу несколько параллельно функционирующих программ, легких по содержанию и не требующих дополнительных функций. Каждая из них должна быть протестирована отдельно и доведена до уровня, способного воспроизводить информацию на нужной скорости и в нужном объеме. После чего все они должны быть проверены на совместимость и взаимодействие.

И только затем соединены для создания новой версии системы, которая будет функционировать быстрее и эффективнее прежней.

 

Проще говоря: для максимального раскрытия своего технического потенциала нужно прорабатывать пассажи в несколько этапов.

1) Медленно, контролируя каждое движение и вычищая "вирусные" связки в работе мышц.

2) Добиться высококачественной работы каждого сегмента. Например, если перед вами пассаж из хроматических терций 32-ми на стаккато, план действий может быть таким:

-медленно проработать пальцы на легато.

-довести до нужного темпа сложные места, отдельно от общего контекста.

-соединить эти места в медленном темпе с предыдущими, затем постепенно доведя до нужного темпа.

-проработать скорость атаки независимо от пассажа. Как вариант, взять данный пассаж и проиграть его, поставив по 4-8 быстрых атаки на каждую ноту.

-Убедиться, что при таком взаимодействии в пальцах и в теле не появились дополнительные зажатия/движения. Если таковые возникнут, проработать конкретные фрагменты пассажа.

- Сократить количество атак. (2-3)

- Соединить фрагменты пассажа с атакой в нужном темпе.

-Проиграть пассаж медленно, контролируя его на остаточные вирусы.

- Сыграть пассаж в нужном темпе.

3) Завершить работу проигрыванием в медленном темпе. (помните, что происходит с картами памяти если их извлечь без предварительного закрытия программ и процессов взаимодействия? Правильно, информация может потеряться, испортиться или же запросить форматирования. А это ведь значит начинать всю работу заново! :))

                                                                                                                                                           Автор - Зоя Вязовская