Загрузка
Контактная информация
г. Москва

123001 ул.Садовая-Кудринская, 22 стр. 2

Елена Исаева - Теория и закономерности флейтовой жизни

Что можно сказать о том, как понять и выразить различные стили музыки при игре на флейте? На собственном опыте убеждаюсь, что нюансы стилей настолько многогранны, разнообразны и многочисленны, что некоторые вещи бывает вообще очень сложно объяснить словами. Но всё же существуют какие-то общие закономерности, которые я попытаюсь выразить в словах.

Илья Ильич Дворецкий

Что можно сказать о том, как понять и выразить различные стили музыки при игре на флейте? На собственном опыте убеждаюсь, что нюансы стилей настолько многогранны, разнообразны и многочисленны, что некоторые вещи бывает вообще очень сложно объяснить словами. Но всё же существуют какие-то общие закономерности, которые я попытаюсь выразить в словах.

Начну с эпохи Барокко. Как только я вижу барочный текст, сразу пытаюсь почувствовать несколько голосов, и даже более того, каких-нибудь мельчайших деталей интонаций. Это, в принципе увидеть не сложно, если постараться, ведь вся земляника прячется под листьями, как и грибы под травой. Текст как бы расслаивается на мельчайшие линии, отрезки, интонации, даже в одноголосной мелодии. Конечно, существуют известные расшифровки значений той или иной мелодической линии, но зачастую музыкант встает перед выбором личной трактовки группировки.

Обычно, нисходящая мелодия ровными длительностями в быстрых, а также и в умеренных исполняется иннегалите (как бы в припрыжку, не ровно, опираясь на первую ноту из двух), а восходящая более ритмично. Представь бег или быструю ходьбу по лестнице, ты ведь никогда не станешь восходить наверх неровными шагами, а вот вниз — наоборот, обычно хочется бежать вприпрыжку, разве я не права?

Как это делается технически:

Если нужно сыграть отдельно, то первая нота берется более жесткой атакой, нежели вторая (например, тю-лю, или ту-ру). Атака может применяться на совершенно разные слоги, в зависимости от артикуляционного аппарата конкретного человека, нюанса и характера конкретного места в контексте произведения. Очень важно владение воздушной пластикой щёк, так как именно воздух в щеках способен творить чудеса пластики и тягучей связки нот. Например,

Передо мной стоит такая задача: есть две группы по 4 восьмых, движущихся по гамме вниз, мне нужно сделать крещендо с наибольшей степенью громкости, приходящуюся на первую восьмую ноту второй группы. При этом я хочу сыграть иннегалите с упором на первую ноту из двух. Здесь в срочном порядке вызываются пластичный воздух и насос, подающий воду для фонтана (диафрагма, нижние мышцы спины). Насос будет делать длинную линию в виде крещендо, а щёки пластично вырисовывать мелкие пузырьки (припрыжка).

Вообще иннегалите всё время преследует барочную музыку зримо и незримо, выражаясь в различных пунктирных комбинациях, их многообразие очень велико.

И почему так важно владеть воздухом в щеках? Кому это, собственно говоря, надо? Дело в том, что в те далёкие барочные времена не было ещё наших замечательных серебряных и золотых флейт, все играли на не менее замечательном, тёплом и мягком дереве, но не таком совершенно техничном. Верхний регистр, как правило, звучал крикливее нижнего, а нюансовая шкала была значительно меньше, по этому и искали выразительности не в этом, больше уделяя внимания штрихам, и вообще горизонтальному. Вибрация служила средством развития длинного звука, а не красивым эффектом, за счёт штриховой палитры была единственная возможность выделить звуковые полифонические идеи, вот поэтому очень важно сразу увидеть полифонию и суметь адекватно применить те или иные исполнительские навыки. Здесь пригодятся уроки психологии, так как в основном всё будет строится на ней. Вот например, имеем мы три полифонические линии. Было бы разумно прикинуть специфический штрих, динамику и характер применительно к каждой, тогда возникнут три различных образа, которые будут жить самостоятельно. Да, и ещё одно. Не нужно бояться «выйти из ритма» или сделать лишнюю паузу, здесь вас ни кто не торопит, отделяй их как хочешь и не думай, что развалится форма или что-то в этом роде, паузы в барочной музыке только скрепляют её, они позволяют слушателю «переварить» услышанное, так как зачастую она очень насыщенна по мысли. Кстати, всё выше сказанное вполне можно отнести и к современной музыке, и в этом их связь: время как бы сжато, очень насыщенно содержанием, но одновременно с тем и медитативно. Также как и барочную, современную музыку не стоит исполнять романтически несмело, она этого не любит. Её вообще трудно понять. То она требует жёсткой дисциплины и невмешательства в чёткие распоряжения создателя, то требует от нас полной свободы личного выражения. Но в любом случае эту музыку нельзя играть равнодушно-почтенно. Да, и без Школы ты сюда даже не влезай — побьют. Это тебе не Фантазии Форе фантазировать.

Автор — Елена Исаева

Смотреть полный текст статьи (PDF)

Написать комментарий
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
phone