I

Что является отличительной особенностью каждого музыканта-исполнителя?

Что позволяет музыканту проявить свою яркую творческую индивидуальность, выразить эмоции, переживания, мысли и чувства в музыке, затрагивать своей игрой самые сокровенные уголки человеческой души? Что позволяет даже неискушенному слушателю проникнуться симпатией к исполнителю, полностью раствориться в музыкальном произведении, сопереживать и наслаждаться каждой нотой? 

"О звуке"

статья из работы

Натальи    Осиповой

"Школа звука"

#флейта #играть #теория #практика

Благодаря чему мы можем безошибочно отличить одного флейтиста от другого?

Конечно же, это звук и индивидуальный тембр!

Игра на духовом инструменте - это процесс психо – физический, где многое зависит от наших представлений о звуке, образного – ассоциативного мышления, а также от нашего физического состояния. Но, чтобы воплотить все свои идеи и музыкальные знания в творческом процессе нам необходимо, в первую очередь, овладеть технологией игры на инструменте. Наши занятия по оттачиванию мастерства владения инструментом должны быть осмысленными, нужно чётко представлять, что нам необходимо для красивого звучания или технического совершенства, а главное, знать, как этого добиться!

"Игра на духовом инструменте - это процесс психо – физический, где многое зависит от нашего физического состояния, а также наших представлений о звуке, образного – ассоциативного мышления.

          II

Но, чтобы воплотить все свои музыкальные знания и идеи в творческом процессе нам необходимо, в первую очередь, овладеть технологией игры на инструменте. Наши занятия по оттачиванию мастерства владения инструментом должны быть осмысленными, нужно чётко представлять, что нам необходимо для красивого звучания или технического совершенства, а главное, знать, как этого добиться!

 

Работа над звуком флейтиста включает  в себя: 

- работу над тембром

-интервалами (техникой амбушюра)

-интонацией

-вибрато

-динамическими оттенками "

Теперь рассмотрим параметры, необходимые для достижения качественного звука на флейте. Безусловно, основой звука является:

1.Правильное использование дыхания на вдохе и выдохе, а именно:

  • Вдох бесшумный (на букве "о")

  • Вдох глубокий и низкий, с использованием диафрагмы

  • "Опора" дыхания (управление дыханием на выдохе)

  • Интенсивность выдоха (скорость)

  • Объём выдыхаемого воздуха (количество)

  • Продолжительный выдох

  • «Резонирующий» выдох

2. Гортань: свободная и открытая (ощущение "зевка", поднятое «мягкое» нёбо)

3. Форма и объём внутри рта (использование фонетики гласных),

4. Свободная нижняя челюсть

5. Правильная постановка амбушюра 

6. Правильное положение губ относительно флейты

7. Правильное направление выдыхаемой струи воздуха

8. Также важно правильное положение нашего тела, ног и рук!

Если мы научимся контролировать все эти параметры, тогда мы сможем добиться профессионального и красивого звука на флейте!

Также каждый духовой инструмент требует своей специфики амбушюра, и флейта не является исключением. Для достижения хорошего звука важен ряд физиологических особенностей: правильный "прикус", форма губ, форма подбородка и др.

 

Флейта очень близка с вокалом по звукообразованию, по физиологическим процессам, которые происходят внутри нас при пении или игре на инструменте таким как: дыхание, гортань, форма и объем внутри рта, голосовые связки, резонанс звука в теле и инструменте. Также, как в вокале все тело певца является инструментом для создания красивого звука, все тело флейтиста (не только флейта) является его инструментом. В вокале звук образуется с помощью дыхания, голосовых связок гортани и резонаторов тела, при игре на флейте звук образуется за счет дыхания, гортани, губ и резонанса звука в инструменте. Ощущение резонирующего выдоха – одна из главных задач вокалиста и флейтиста, с помощью которого можно достичь яркого, красивого и полётного звука!

 

И, конечно же, для того, чтобы научиться играть на флейте, необходим грамотный наставник, педагог-музыкант, который поможет вам овладеть технологией игры на инструменте, найти правильные объяснения, привить необходимые ощущения - индивидуальные для каждого ученика, научить самостоятельным, осмысленным домашним занятиям, поможет становлению личности музыканта!

Автор - Наталья Осипова